IV Меневские чтения (2009)

Церковь и молодежь

Протоиерей Владимир Архипов, клирик Сретенской церкви в Новой Деревне, г. Пушкино

На каждой новой душе, входящей в мир, лежит таинственная печать вечности и доверия Бога к человеку. Думаю, эта печать – выразительный знак неизменного присутствия Бога среди людей. Но одновременно над этим чудным созданием, которым мы все когда-то были, нависает угроза искажения и забвения образа своего Творца. Редко кому удается сохранить первозданную цельность и чистоту души, чтобы стать «светом мира и солью земли». На этот призыв Христа человек отвечает свободным выбором во имя чего жить и за кем идти. Сейчас и здесь мы все прекрасно понимаем, что этот выбор и каждодневное его подтверждение есть самое захватывающее событие и нашей с вами жизни. Нет сомнения, что каждый благодарен Богу за эту Его милость и за тех, кого Он дал нам свидетелем о Себе.

Если бы с детства все люди могли узнать зов Божий «следуй за Мной» и отозваться на него, то, наверное, сегодняшний разговор был бы другим. Но пока душа не родится свыше, слишком много голосов тревожат и увлекают ее по своим заманчивым тропам. В юности их особенно много, а опыта еще не достаточно, чтобы разобраться какая из них настоящая.

Юность – чудное время, но это мы понимаем в старости. А в годы юности, как правило, гонят время вперед, мечтают, ищут кумира, боятся быть самими собой, стыдятся своей внешности и кроме себя не видят никого. Не верят в себя, не любят себя, стремятся к самоутверждению и в то же время подвержены влиянию штампов и стереотипов.

Мы говорим о молодежи, вероятно имея в виду старшеклассников. Но в этом случае, в плане преград к духовной жизни, они уже не многим отличаются от взрослых. К 14–15-ти годам молодой человек уже очень много в себя впитал и, не созрев духовно, заматерел бездуховно. В нем уже укоренилось упрямое самомнение, сложились цепкие представления о главном в жизни; еще не успев стать личностью, он сильно зависит от кумиров и установок своей команды, отвергая одни авторитеты, находится во власти других. Поменять их ориентиры очень непросто.

Поэтому первый взгляд все же должен быть обращен к младшим и их родителям. В связи с этим интересно вспомнить Евангельский эпизод. Увидев, что ученики не пускают к Нему детей, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им (Мк 10:14). Он видит, что взрослые могут быть серьезной преградой для детей на пути к Нему. Думаю, здесь главная заповедь для тех, кто хочет помочь ребенку найти веру – не стать преградой, не отвратить. Как в медицине – не навреди.

Есть такое избитое выражение: «Дети – наше будущее», но если мы не умеем ценить в ребенке человека, то каково же наше будущее? Для чего мы воспитываем и обучаем человека – для выполнения функций ученого, врача, солдата? Но тогда где человек?

Сегодня мы имеем возможность обдумать, чем и как можно помочь молодежи обрести путь к себе, к смыслу жизни, к Богу. За последние 20 лет накопился солидный опыт религиозного обучения в воскресных школах, в походах, в паломничествах и т. д. Но мы чувствуем и видим, что можно и необходимо сделать и больше, и иначе. Потому что сами не очень довольны плодами просвещения и катехизации, миссионерства и евангелизации.

Для того чтобы человек последовал за всем лучшим, что в нем заложено, он должен поверить в себя, увидеть свою ценность в этом и самостоятельно сделать выбор пути. Но это будет уже свободный, а не навязанный выбор. Тогда душа сама почувствует близость и желанность Евангельского призыва, и человек будет готов ответить на него. Многочисленный опыт показывает, что поспешное, волевое решение поставить детей на желанный для нас, а не для них путь, воспользовавшись своим авторитетом, очень ненадежен, даже если всех мальчиков сделать алтарниками, а девочек поставить на клиросное пение. Это может стать страницей в их книге жизни, но если они ее неверно прочитают, то это не сделает их верующими и не будет гарантией решения их личностных проблем. Жизненный путь не исчерпывается послушным детством, а духовный не возможен без свободного выбора и рождения личности. Но хотеть родиться человек должен сам.

Здесь уместно поставить вопрос – что может дать молодому человеку церковь? Познание себя, помочь обрести истинный смысл жизни или просто очередной раз научить как себя вести? Как мы можем пробудить у молодого человека интерес к духовной жизни, к человеку, к свободе, открыть красоту в таких духовных понятиях, как смирение, терпение, труд, любовь?

Поскольку у молодых людей надолго закрепляются искаженные понятия о самом главном – о чести, смысле жизни, мужестве, достоинстве, любви и т. п., поэтому принципиально важно ставить перед собой задачу показать им, что мир веры и духовной жизни красив, интересен, всегда современен, для всех доступен. Мы не должны обмануть их надежды на то, что это мир настоящего достоинства, мужества, риска, физического и духовного напряжения, мир побед, а не поражений. Тот, кто хочет обращаться к молодежи, как человек веры и Церкви обязан быть живым современным свидетелем тех Евангельских встреч, которые он пережил как свои собственные. Только это поможет снять закрепившиеся ложные предубеждения и искаженное представление об основных понятиях веры. Молодые люди должны прочувствовать, что смирение это не трусость, что вера это не рабство и не бегство от жизненных проблем, что пост – это не бессмысленное лишение себя удовольствий, а Евангелие – это не книга за семью печатями, далекая от реальной жизни.

Поэтому для начала мы сами не должны терять интерес к духовному миру, привыкать к нему, делать его обыденностью, покрывать пылью и плесенью понятий мира сего. Богослужение и молитва не должны становиться работой, слово Божие – материалом для проповеди и поучения, Таинства – обрядом, Церковь – социальным институтом, а церковная община – еще одним государственным коллективом. Все христианские добродетели и ступени духовной лествицы – смирение, пост, вера, любовь, покаяние и т. д. – которые рождались как результат подвижничества духа, не должны становиться просто темой для религиозных бесед и школьных занятий. Огонь и дух, которым все призваны креститься, не должны теряться за той или иной педагогической системой. Далеко не все из тех, кто придет к молодым людям, будут иметь дары святого Духа в сердце и устах, но многое можно сделать, чтобы педагогика и методология не заменили собою Дух Христов.

Христос сказал: «будете свидетелями Мне», а когда Он повелел идти и научить, то ведь научить тому, чему Он научил. Поэтому желающие нечто сказать молодежи, но не обретшие той благодати, которую имели известные нам подвижники духа, должны понимать главное, что несет в мир Собою Христос: свободу, любовь, крест, смирение, духовность. Понимание не из учебников или с чьих-то слов, а из личного опыта, хотя бы небольшого.

Важно, прежде всего, акцентировать внимание на отношении к человеку Самого Христа. Поэтому кто говорит, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, сам должен быть в этом убежден. Если уж Христос сказал, что Он пришел грешных спасти, то не следует за Него (сознательно или в подсознании) решать, кто погибнет, а кто спасется. Ребенок воспримет не слова, а наше убеждение.

Надежду на успех наших трудов может дать устремление не научить, не наставить, не привести юношу к праведной, нравственной жизни или к Богу, это может сделать только Сам Спаситель. Мы же должны постараться увидеть все потенциальные ресурсы в том, к кому мы дерзаем приближаться, все лучшее в нем, скрытое, забытое или усердно запрятанное. Помочь увидеть ему свою первозданную ценность, которая не имеет ничего общего с гордыней или комплексом неполноценности. Если он поверит (а он очень хочет этого), что его уважают и ценят как личность, что верят в его добрые качества, то это откроет ему путь к тайне, которая живет в нем и в мире. Но лучше это делать с самого раннего возраста и не системой запретов, страхов и власти, которые очень эффективно подавляют чувство собственного достоинства с младенчества до армии. В результате такой педагогики достаточно рано наступает длительный и разрушительный период распрямления сжатой пружины. Страдает и сама согнутая душа и те, кто ее долго сжимал, и все окружающие. Необходимо понимать и осознавать, что перед нами не объект воспитания и не наша собственность. На свободу – этот божественный дар – никто не может посягать, ни родители, ни государство, ни Церковь, раз уж Сам Бог не может ее нарушить. Душа нового человека доверена нам Богом, и мы не имеем права использовать ее по своему усмотрению, втискивать в прокрустово ложе бесконечных человеческих норм и схем. Так можно только увести человека от понимания смысла жизни, какой вложил в нее сам Творец.

С юными необходим абсолютно честный разговор о современных проблемах жизни, о противоречии между тем, что они слышат, знают и видят. А поскольку они слышат многое и из разных источников, все это образует в их голове и в сознании чудовищную неразбериху, которая может превратиться в твердый ракушечник. Если мы сможем ответить правдиво и понятно, одновременно не искажая суть веры, нам поверят. Апеллируя к личным дарам человека, ко всем лучшим его внутренним движениям, как это делал апостол Павел с верующими в неведомого Бога, можно постепенно снять предубеждение или сложившийся стереотип с человеческого сознания в отношении самого себя, веры, Христа, Церкви.

Препятствий на пути к горнему миру у человека много, и они стремительно растут с каждым годом жизни. Начинать надо не с шестнадцати или с восемнадцати, а с нуля. Наша задача – не опоздать.

Назад

© 2006-2017. Местная религиозная организация Православный приход Сергиевского храма
города Сергиева Посада Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви
Яндекс.Метрика