IV Меневские чтения (2009)

Опыт работы с молодежью в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

Протоиерей Александр Борисов, настоятель церкви Святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, г. Москва

Важность духовной религиозной работы с молодежью для формирования христианского общества и государства очевидна. Подтверждением этому, так сказать «от противного» – была неизменная решимость атеистического большевистского режима с первых месяцев захвата власти  в России изолировать детей и молодежь от Церкви и вообще от всякого религиозного влияния. Уже 23 января 1918 г., т.е. меньше чем через три месяца после октябрьского переворота, Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви было запрещено всякое религиозное образование в школах, и допускалось только частным образом.

Последующими распоряжениями советской власти была установлена даже уголовная ответственность за частное обучение религии детей кем-либо, кроме родителей. Скажем, бабушке нельзя было обучать внуков религии.

О. Александру Меню, памяти которого посвящаются наши чтения, властями предержащими вменялось в особенную вину именно то, что к нему приходило много молодежи. Это было правдой. В самом начале своего служения, летом 1958 г. еще диаконом, о. Александр уже издал свою книгу «Сын Человеческий», правда, тиражом 5 экземпляров (сколько брала пишущая машинка). Книжки были иллюстрированы вырезками из разного рода журналов, и о. Александр давал их читать своим друзьям, в том числе и молодым. Мне тогда было 19 лет, и я был одним из первых ее читателей. Так что уголовно наказуемая работа с молодежью началась уже тогда.

Спустя пару лет, о. Александр создает небольшую книгу-альбом для детей – «Откуда явилось все это». Книга эта, уже в типографском издании, продается и сейчас у нас в храме. В 70-х годах о. Александру удается достать с Запада слайды из фильма Ф. Дзефирелли «Иисус из Назарета». О. Александр создает к этим слайдам фонограмму (текст и музыку, причем текст читает сам), и фильм смотрят по домам десятки семей. В начале 80-х культура религиозных диафильмов расширяется за счет диафильмов созданных замечательным швейцарским миссионером о. Жаком Левом. К этим диафильмам также составляются фонограммы с русским текстом и музыкой, и их смотрят десятки семей по всей Москве. Так что, когда в конце 80-х стало возможным проводить лекции о христианстве в самых разных аудиториях, то уже имелся иллюстративный материал. Помню, как я показывал слайд-фильм «Иисус из Назарета» в ремесленном училище. Интерес у ребят был огромный. Некоторые даже говорили, что слайд-фильм о. Александра Меня благодаря своей лаконичности производил даже более сильное впечатление, чем фильм Дзефирелли,

С обретением в конце 80-х полной свободы христианской проповеди миссия среди молодежи с одной стороны получила огромные возможности, а с другой, именно поэтому, стала по-настоящему трудным и ответственным делом. Здесь, естественно, возникли многообразные подходы и направления.

Иллюстрация. Храм Косьмы и ДамианаХрам святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине

С середины 90-х годов группа прихожан свв. Космы и Дамиана (у которых уже был опыт работы с молодежью в Молодежном христианском клубе «Осанна») стала каждое лето организовывать специальные загородные встречи для молодых людей в возрасте 18-25 лет, которые стали называть молодежным лагерем. Главная заслуга в этой работе принадлежит супружеской паре, Андрею и Карине Черняк. Карина подробнее расскажет об этом в своем сообщении. Эти встречи длятся одну неделю и происходят где-нибудь в сельской местности в окружении красивой подмосковной природы, и атмосфера, царящая там, бывает радостной и праздничной. Для каждой встречи-лагеря выбирается заранее (всей командой ведущих) серьезная библейская тема, которая в лагере развивается и освещается день за днем.

При этом формы работы над темой могут быть разными: это и лекции-беседы кого-то из духовных наставников, и обсуждения в малых группах, и общие эмоционально насыщенные вечерние собрания. Так, например, темой первого лагеря в 1994 г. были Заповеди блаженства, а тема лагеря этого, 2009-го, года была взята из стиха 21 из 8-й главы Послания к Римлянам «Свобода славы детей Божьих» – то есть это и тема славы Божьей, и сыновства Богу, и тема свободы.

Таким образом, организаторы стараются углубиться в текст Священного Писания, делиться с молодыми людьми своей любовью к Слову Божьему. В то же время дать им представление не только об Иисусе Христе, апостолах, но и о Церкви, о смысле и радости жизни в ней. Иногда, если это встраивается в логику конкретной программы, мы выходим на разговор о конкретных аспектах христианской и церковной жизни – о молитве, об устройстве храма, о богослужении, об иконе, о Богородице и святых. Как правило, эти темы рассматриваются в форме семинаров, по выбору.

Хотя семь дней, которые продолжается лагерь, – это небольшой срок, но за счет плотности программы, с Божьей помощью, как правило, удается пройти, прожить довольно серьезный опыт. Это в первую очередь опыт христианских отношений, где, понятно, нет места алкоголю и пр., но и сама радость общения друг с другом окрашена в новые, неожиданные для ребят цвета. Они учатся открываться навстречу Богу и через это начинают видеть друг друга не просто как сверстников, а как братьев и сестер в Господе Иисусе Христе. Это проявляется, в форме более внимательного и бережного отношения друг с другом, готовности понять другого, помочь.

В дальнейшем многие молодые люди делают свой главный жизненный выбор – в направлении воцерковления. Как правило, этот путь лежит через серьезный курс катехизации, который занимает 6-8 месяцев.

Плотность программы в лагере мы стараемся сочетать с возможностью занятий спортом, а также с различными творческими кружками (театр, музыка и пр.). Конечно же, в конце лагеря – завершающий вечер у костра, но в отличие от «мирских» лагерей за этим костром звучат христианские песни и молитва. Многие юноши и девушки не раз свидетельствовали, что именно в летнем молодежном христианском лагере произошла их встреча с Богом. Из этого вытекло все дальнейшее: катехизация, воцерковление, обретение христианских друзей и даже супруга или супруги, учеба в молодежной миссионерской школе и многое другое.

К 2002 г. от группы работы с молодежью, возглавляемой супругами Андреем и Кариной Черняк отпочковалась новая группа, возглавляемая Петром Дмитриевским. Это нормальный процесс, когда с увеличением прихода возникают новые направления в рамках прежних основных задач.

Особенностью этой новой группы стало то, что ее работа была ориентирована не только на молодежь, но и на самый трудный возраст – подростков 10-14 лет.

Опыт работы с молодежью и подростками

Приходской подростково-молодежный клуб нашего храма собирается с осени 2002 года. Поводом для организации встреч в течение года было желание не потеряться и продолжить общение с друзьями после летнего лагеря. Первоначально участниками клуба были подростки 11-14 лет, которые год от года становились старше, поэтому и возрастные рамки клуба со временем становились все шире. На сегодняшний день в рамках клуба проводится несколько мероприятий: «младший клуб» — для ребят от 11 до 13 лет, «старший клуб» для ребят от 14 до 18 лет, совместное чтение Евангелия (участвуют подростки и молодежь от 12 до 35 лет), совместная молитвенная встреча.

Ведущие клуба – прихожане храма свв. Космы и Дамиана и несколько прихожан других московских храмов. Возраст ведущих – от 23 до 35 лет. Последние несколько лет к проведению мероприятий активно привлекаются старшие участники клуба – ребята 16-19 лет.

За время существования клуба ведущие прошли определенные стадии в своем отношении к формату работы. В результате на сегодняшний день им удается удержаться от обеих из возможных крайностей в молодежной работе. Крайность первого подхода можно условно сформулировать так: «Я – взрослый православный христианин – уже нормальный человек, а ты – объект моей миссионерской работы – пока что полуфабрикат». Почему такой подход не слишком эффективен? Мир, который окружает современного молодого человека, построен и управляется взрослыми. Но молодому человеку ясно (как, кстати, и любому верующему человеку), что этот мир далек от совершенства, в нем не все в порядке. Мир взрослых часто довольно скучен, люди работают на неинтересных работах, живут в семьях, где зачастую недостаточно взаимного интереса. Хочется ли интегрироваться в такой мир взрослых? Далеко не всегда. «Врач, исцели себя сам», — как бы говорит нам в своем протесте молодой человек, и его в этом вполне можно понять.

Вторая крайность в миссионерской работе – это быть с ребятами совершенно на равных: «я такой же как ты». Это тоже неправда, в этом есть некоторое фальшивое кокетство. Потому что если ведущему клуба 32 года, а его собеседнику пока 16, то старшему на самом деле, действительно, есть, что сказать. Есть какие-то вещи, с которыми тридцатилетний в какой-то степени научился иметь дело. Наверное, взрослому человеку лучше удается выстраивать свои  отношения с родителями, с финансами, с профессиональным самоопределением. В силу возраста подросток еще многого не проходил. Вопреки распространенному мифу, значение авторитета взрослого для подростка не умаляется, а, напротив, увеличивается, приобретая иное качество. Взрослый человек теперь становится собеседником в сознательном диалоге, отдельной личностью, которую можно познать, у которой можно учиться, уже не слепо, а критично, на зато и более глубоко. Взрослый вопрошающий, ищущий, умеющий принимать свою растерянность в каких-то вопросах, может дать подростку гораздо больше, чем убежденный в своей правоте «гуру». Такая позиция старшего друга вызывает у молодого человека больше доверия и дает много надежды. Утратившему веру в миф о всезнающих и всемогущих родителях подростку очень важно узнать, что можно продолжать двигаться вперед, любить, учиться, узнавать Бога, работать и радоваться, даже будучи иногда растерянным, иногда – разочарованным. Оказывается, одно другому не мешает.

Ведущие подросткового клуба в работе с подростками и молодежью стараются общаться с ребятами с позиции старшего друга, «старшеклассника» в школе жизни. При этом важно оставаться открытым к новому опыту, то есть обладать качеством, которое в Церкви называется смирением. Ведущий как бы говорит: «У меня есть некоторый опыт радости и печали, и схожий опыт есть у тебя. И значит, мы можем этим опытом поделиться».

В миссионерской работе очень важно помнить, что другой человек – это всегда тайна, которую до конца не удастся разгадать, даже если этому человеку 13 или 17 лет. Поэтому хорошо, если вместо высокомерия или всезнайства в нашем общении будет больше искреннего любопытства и удивления. Второй важный момент заключается в том, что любому молодому человеку, даже очень далекому от Церкви и совсем незнакомому с Писанием, присуще какое-то природное чутье, какое-то ощущение правды. И если он живет вне правды, в душе остается неприятный осадок вне зависимости от степени церковности. И наоборот, радость приходит в сердце любого человека, когда ему удается поступить по правде, не пойти на досадный компромисс. Это значит, что о самых основных вопросах этики, нравственности, истины мы можем говорить с любым человеком.

Одна женщина, ведущая уроки в воскресной школе рассказывала, как одна из ее маленьких учениц воскликнула на уроке: «Я поняла, зачем Христос пришел к нам. Он пришел, чтобы поиграть со мной». В этой, на первый взгляд, наивной фразе сокрыт очень глубокий смысл. Господь приходит в этот мир, чтобы утешить страдающих и явить любовь в той форме, в которой человек готов воспринять. Для маленького ребенка играющий с ним взрослый – это любящий взрослый. В работе приходского-молодежного клуба помимо передачи основ православного вероучения ведущие пытаются понять, каким образом Христос проявил бы свою любовь по отношению к школьникам и молодым студентам, какие у молодых людей и девушек есть нужды, в чем они испытывают дефицит.

Из разговоров с участниками становится ясно, что подросток или молодой человек очень часто чувствует себя неценным и случайным. Окружающий мир мегаполисов показывает, что человек в нем случаен. Что такого изменится, если меня не станет? Евангельские притчи об отношении Бога к человеку всегда находят живой отклик у участников клубов и лагерей.

Кроме того, у современного молодого человека нередко остается неудовлетворенной потребность в безопасном и открытом общении. Отношения во многих коллективах (в классах, во дворе) часто довольно поверхностны. Для того, чтобы быть частью группы, приходится многим жертвовать и идти на компромиссы. В клубе и в лагере ведущие стараются создать пространство для открытого безопасного общения, где можно быть самим собой. Именно такое пространство и создавал Христос. Церковь – это то место, где я могу быть с кем-то, могу быть с другими, оставаясь самим собой.

Еще один дефицит в жизни молодого человека – это дефицит красоты. Современная молодежная культура сильно коммерциализирована, искусство идет по пути упрощения, красивого вокруг не очень много. Ведущие клуба и лагеря уделяют много внимания тому, чтобы мероприятия были проведены на высоком эстетическом уровне, для того чтобы восполнить дефицит красоты в повседневной жизни. Кстати, эту же цель преследуют и авторы песнопений Литургии, и иконописцы. Прекрасным источником красоты является природа, поэтому участники клуба регулярно выезжают на загородные встречи, а в лагерях организуются встречи рассвета и часы тишины и наблюдения за природой. Бог предстает человеку в красоте.

Следующий дефицит, который ведущие пытаются восполнить в клубе и в лагере – это дефицит чистоты и красоты в отношениях мужчин и женщин. К сожалению, эта тема в церковной среде часто табуирована и получается, что сексуальность в широком смысле этого слова отдается на откуп силам тьмы. Даже в массовой культуре, где эротика эксплуатируется все активнее, ей все равно присущ налет запретности и неприличности. Подростки и молодые люди оказываются совершенно дезориентированными в вопросах пола, что проявляется либо в чрезвычайной замкнутости, либо в демонстративной распущенности. Ведущие клуба стараются выводить встречу мужского и женского из тьмы в свет. В лагере уже который год организуются балы. Для юношей проходят встречи «мужского кружка», для девушек – «женского». На этих встречах можно открыто и без пошлости обсудить волнующие вопросы, касающиеся мужественности и женственности.

Господь много говорит в Писании еще об одной потребности человека, становящейся весьма актуальной в юном возрасте — потребности в творчестве. Могу ли я что-то сделать сам? Могу ли я сделать что-то красивое? Молодые люди могут попробовать себя в творчестве в самом прямом смысле (лепка, живопись) и в виде организаторского творчества. Подростки самостоятельно проводят встречи клуба или общелагерные мероприятия.

При работе с подростками и молодежью важно не забывать и про физические потребности. Человеку нужно двигаться: прыгать, бегать, играть в футбол. Как мы помним, Программа лагеря или клуба, рассчитанного на молодежь должна обязательно подразумевать не только размышления и рассуждения, но и физическую активность.

В течение года встречи клуба проходят в храме по вечерам в пятницу. Для каждой встречи клуба ведущими выбирается какая-либо тема, которая, как предполагается интересует участников. Программа встречи строится таким образом, чтобы у участников была возможность открыто поделиться своим мнением, услышать мнения других участников и ведущих, поразмышлять над отрывком из Евангелия, связанным с обсуждаемой темой. В качестве иллюстрации к темам используются отрывки из кинофильмов. Примеры тем для клубных встреч:

  • Как я принимаю решения.
  • Тайны (мое и чужое интимное пространство)
  • Отдых и зависимость (компьютерная и интернет-зависимость)
  • Индивидуальность и единство с другими
  • Что для меня счастье?
  • Хобби, призвание, профессия
  • Ценность слова
  • Свобода и ограничения
  • Межнациональные отношения.
  • Как отстаивать свою позицию, сохраняя с человеком отношения.
  • Мужественность и женственность, мои представления и их источники
  • Религиозность – на чем основывается, как складывается

Помимо встреч в Светлице храма в течение года проводится несколько выездов на выходные, в ходе которых участники могут пообщаться в неформальной обстановке, а также поразмышлять на различные актуальные темы. Можно вместе помолиться, прочитать и обсудить отрывок из Писания и вместе пойти на Литургию в воскресное утро, а с 5 по 9 января уже несколько лет проводится Приходской рождественский лагерь, являющийся дополнительной возможностью поддержать контакт со старыми знакомыми и встретить новых друзей.

Центральное событие Приходского клуба – приходской летний лагерь – календарно проходит в конце июня – начале июля, но на самом деле все начинается гораздо раньше – в марте. Именно тогда проводится первая организационная встреча ведущих, начинает формироваться команда, озвучиваются первые, самые приблизительные идеи. Один из важных принципов лагеря заключается в том, что программа строится на вопросах, волнующих ведущих в момент обсуждения. Иными словами основа программы лагеря  – это мозаика непростых вопросов.

Подготовительная часть лагеря, в которой принимают участие ведущие – это не просто разбег, она имеет вполне самостоятельную ценность. Здесь есть место и для совместной молитвы, и для раскрытия, и для поиска, и для новых прозрений. Уже на втором, заключительном этапе к ведущим присоединяются около 80 участников от 11 до 20 лет, и таким расширенным составом ребята проживают вместе 9 лагерных дней.

Тщательно подготовленная программа лагеря включает общение в группах, спорт, игры, творчество, тематические встречи по актуальным для подростков вопросам, знакомство с христианским мировоззрением.

В последние несколько лет в лагере в отдельном помещении оборудуется часовня, открытая целый день. Здесь проходят вечерние серьезные встречи, здесь весь лагерь каждый день собирается на утренние молитвы. Желающие могут придти сюда посидеть в тишине между мероприятиями.

Смысловой стержень программы лагеря – три вечерние серьезные встречи. На них ведущие стараются создать особенно доверительную, спокойную атмосферу, в которой становится возможным разговор на самые глубокие темы: любовь Бога к человеку, смысл смерти и воскресения Христа, грех и прощение.

Подростки показывают, чего стоит твоя вера.

Два раза в месяц, по пятницам в одном из помещений при храме проходят встречи приходского подросткового клуба для ребят от 11 до 14 лет.

Чем клуб отличается от воскресной школы? В школе, как правило, взрослые о чем-то рассказывают, а дети запоминают. До определенного возраста такая форма, действительно, является самой лучшей. Однако где-то с 11 лет подростку становится не так интересно просто слушать и запоминать. Ему хочется поэкспериментировать, придумать что-то самому, критически оценить привычные схемы. Задача нашего клуба – дать ему такую возможность. Мы можем присоединиться к подростку в его духовном путешествии, которое началось уже до нас. В то же время подростку необходим кто-то, с кем можно поделиться результатами своих размышлений.

Ребята, приходящие на встречи нашего клуба, выросли в христианских семьях. Они много слышали о христианстве, не раз посещали православное богослужение. Но зачастую это только усложняет нашу задачу, ведь помимо знаний основ евангельского сюжета и православного вероучения у них есть опыт тесного общения с реальными христианами – их родителями. Этот опыт не может обойтись без взаимных обид, ошибок и разочарований. Родители помнят свое обращение ко Христу, знают, что оно, действительно, повлияло на всю их жизнь, и всем сердцем желают, чтобы их ребенок вырос в Церкви. Но бывает, что это искреннее желание выражается в занудстве, а иногда и в открытом давлении. Это немедленно вызывает протест. Дети в этом возрасте отходят даже от самых лучших и чутких родителей, потому что ищут что-то свое. До ребят очень важно донести мысль, что христианство есть не набор банальностей о хорошем поведении, а трудный путь, живые отношения с живым Богом и истинная свобода, которую ищет каждый человек. Да, наверное, некоторые из членов нашего клуба уйдут из Церкви, уже потеряв детскую веру, но еще не обретя собственную, взрослую. Значит, мы должны попытаться сделать так, чтобы эти ребята оставили за собой дверь открытой, чтобы они знали, что здесь их уважают и ждут. И тогда, скорее всего, этот уход будет временным.

Подросток стремится к эмансипации, но одновременно он остро нуждается в поддержке уважаемого взрослого, который поможет преодолеть тревожность и неуверенность в себе. Значение авторитета взрослого для подростка не умаляется, а, напротив, увеличивается, приобретая иное качество. Взрослый человек теперь становится собеседником в сознательном диалоге, отдельной личностью, которую можно познать, у которой можно учиться, уже не слепо, а критично, но зато и более глубоко.

Жизнь и подростков, и ведущих полна забот, шума и поверхностного функционального общения. Для всех нас клуб становится возможностью побыть в тишине, возможностью построения честных отношений “без масок”. И подростки, и ведущие испытывают большой дефицит таких отношений. Мы способствуем построению между ребятами прямых, открытых отношений, избегаем появления аутсайдеров, проявлений “выпендрежа” и фальши в поведении.

Еще одна цель клуба – создать условия для проявления творческого начала подростков, развить в них любопытство, интерес к самостоятельному размышлению. Мы все вместе учимся думать, учимся не избегать сложных вопросов. Только таким образом мы можем подготовить почву для сознательного выбора подростков в пользу Христа.

Сложность в том, что наша работа – долгосрочная. О том, был ли тот или иной ход программы удачным или нет, мы узнаем в лучшем случае лет через пять, а скорее всего, не узнаем никогда. Потому мы движемся на ощупь, с молитвой, анализируя предыдущие встречи, пытаясь спровоцировать подростков на обратную связь.

Для ведущих каждая подготовка клуба и каждая встреча – очень важное событие. Подростки – как камертон духовной жизни. Они не слишком полит-корректны и очень чувствительны к фальши. Как только ты начинаешь говорить что-то чисто интеллектуальное, не прожитое, не касающееся твоего личного опыта, тебя сразу перестают слушать. С подростками становится понятно, чего стоит твоя вера.

Как правило, собрания включают чаепитие, обсуждение новостей, подвижные игры, игры на знакомство, просмотр видеоматериалов, дискуссии на заданную тему, чтение и обсуждение отрывка из Евангелия или темы, христианские песни под гитару, молитву. Чтобы подростку было интересно, необходимо постоянно менять виды деятельности: нельзя долго размышлять или долго играть или долго слушать. В программе должны быть задействованы и эмоции, и интеллект, и движения.

Программа нашего клуба построена таким образом, что к нам можно присоединиться в любой момент. Это не курс физики, где, пропустив три урока, уже не поймешь, о чем идет речь.

Отзывы о Подростковом клубе

Яша Юровицкий, 12 лет

Раньше на клуб ходила моя сестра, и я много раз ходил только на праздники, но теперь мне стало это очень интересно, и я стал ходить постоянно. Здесь можно пообщаться с друзьями, стать ближе к Богу, помолиться, и все люди относятся друг к другу хорошо.

Из того, что было в лагере, запомнилась “игра по станциям”, когда мы целый день ходили по нашей местности и выполняли разные задания: разгадывали загадки, мыли посуду. Еще запомнилось, как мы снимали фильмы на библейскую тему, и игра в футбол.

Ира Лозовская, 13 лет

Подруга моей мамы рассказала нам о христианском лагере, и, когда я туда поехала, я узнала об этом клубе. Дело в том, что мне очень интересно обсуждать темы, которые придумывают ведущие. Еще мне нравятся ребята, которые приходят на клуб. А также здесь очень весело.

В лагере лучше всего мне запомнилось то, как мы снимали кино. Я тогда играла пророчицу Анну. Еще я познакомилась с Алисой. Мы вместе играли в пионербол, жили в одном домике. А на клубе мне понравилось, как мы играли в такую игру: нужно было как можно быстрее съесть яблоко, но кусать можно было только тогда, когда горит твоя свечка, которую пытается задуть противник. Я помню, как мы запихивали в рот огромнейшие куски яблока, вместе с огрызком, и, передав эстафету, долго потом пережевывали… Было весело!

Вера Кабатченко, 11 лет

Про клуб я узнала с помощью маминой подруги. В клубе много интересных вопросов, загадок и игр. Можно познакомиться и завести себе друзей. Здесь очень весело! Мне запомнилось, как мы в клубе играли в “Пойми меня”. Это было так здорово. Один мальчик объяснял слово “троллейбус”. А тот, кто отгадывал, никак не мог отгадать.

Люба Харламова, юрист, ведущая

Думаю, что самое примечательное в клубе – это те 11– 15-летние существа, которых уже нельзя считать детьми, но как-то язык не поворачивается назвать взрослыми. Это несколько несговорчивые и иногда чересчур шумные создания, с которыми бывает нелегко, и которые, в то же время, платят самой искренней, по-детски простой и крепкой привязанностью. Очень приятно, когда они начинают тебе доверять, хотя бы немного приоткрывают дверь в мир своих увлечений, забот, переживаний и радостей.

Назад

© 2006-2017. Местная религиозная организация Православный приход Сергиевского храма
города Сергиева Посада Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви
Яндекс.Метрика