VI Меневские чтения (2011)

Опыт служения протоиерея Александра Меня. Православный кинематограф

Священник Григорий Михнов-Вайтенко,
клирик храма Великомученика и Победоносца Георгия, г. Старая Русса

Тема моего короткого сообщения, связана с особой деятельностью отца Александра, деятельностью, о которой еще не так много сказано, но которая представляется весьма важной. Речь пойдет о его документальных фильмах. Хотя сам автор называл их «слайд-фильмами» и, казалось, относился к ним не очень серьезно, для нас с вами интересно попытаться взглянуть на его опыт и соотнести этот опыт с современностью.

Вот уже более двадцати лет в нашей стране кинематограф перестал быть «важнейшим из искусств», доступ к производственным мощностям и современным технологиям получили сотни авторов, тысячи режиссеров и продюсеров, а возможности уже XXI века дают доступ миллионам пользователей интернета быть моментально услышанными и увиденными во всем мире. С этих ошеломительных высот технологий то, чем занимался отец Александр может показаться несерьезным. Действительно, простое перефотографирование кадров из фильмов и репродукций картин, минимум оригинального фотоматериала, закадровый комментарий записанный на катушечный магнитофон и звук колокольчика в фонограмме, который обозначал переход к следующему слайду. Так выглядела эта «допотопная» технология. Добавим к этому, необходимость переносить объемистую коробку со слайдами, необходимость тщательно затемнять окна и картина будет почти полной. Но надо иметь в виду, что тогда – 25–30 лет назад в эти малогабаритные комнаты панельных квартир вместе с лучом «волшебного фонаря» врывался Голос и Свет. Голос правды и Свет горнего мира. Собственно тема конференции этого года – «социальное служение». В действительности, сегодня присутствие Христовой Церкви в системе массовых коммуникаций является едва ли не первоочередным социальным служением. За последние годы чуть ли не вся интеллектуальная активность человечества переместилась в масс-медиа. Человечество не мыслит себя без источников массовой информации, без возможности подключения к ним и свободного доступа к любой, подчеркиваю к любой (!), к сожалению, информации. В данном случае вынуждено надо напомнить, что голос людей Церкви в этом потоке зачастую не слышен.

Почему так происходит? Разве мало фильмов снимается самыми разными студиями, имеющими в своем названии обязательное слово «православный», разве мало телепередач, сайтов, информационных ресурсов? Что же происходит? Почему ложка меда тонет в бочке неудобоваримого продукта? Давайте рассмотрим собственно чему посвящено большинство этих фильмов и передач. К сожалению, слишком часто вместо главного в них говорят о второстепенном. Рассказывая, например, о жизни святого, возвеличивают его подвиг, но не говорят о цели такого подвига. Рассказывая о социальном служении, не говорят о его мотивации. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп 1:21) – говорит апостол Павел. Это и только это главное содержание жизни Церкви – жизнь – Христос. Увы, в наших фильмах, передачах, блогах мы говорим о чем угодно, только не об этом. Возможно, кто-то скажет, что такой «лобовой» проповеди современный мир не желает слышать, что нужны более тонкие, более «современные» подходы к молодым умам и сердцам. Возможно это и так. Но есть право и на другой подход. Такой подход мы находим в фильмах отца Александра. Коротко.

Предельно лаконичными, с точки зрения кинематографической выразительности средствами и – сразу в цель. «Свет миру», «Назаретская дева», «Человек, вселенная, Творец» – даже названия не оставляют времени на раскачку, не вызывают сомнения.

В последние три года мне приходится много общаться с детской и подростковой аудиторией в школах, и надо отметить, что эти («все видевшие») дети с необыкновенным интересом смотрят эти фильмы. Хотя в них вроде бы нет ни спецэффектов, ни молодежного слэнга, ни узнаваемых популярных лиц.

Оказывается, можно говорить прямо и открыто о том, во что веришь сам. И только тогда твоя вера становиться для других Свидетельством. Один из фильмов отца Александра так и называется «Свидетельство». Даже это название, мне кажется, во многом упрек всем нам. Упрек в том, что мы недостаточно уверены в себе, боящийся несовершен в любви (1 Ин 4:16).

Вот и наша боязнь быть неправильно понятыми, неправильно истолкованными, зачастую приводит к несовершенству. Сегодня многие процессы в мире необыкновенно уплотнились, собственно из-за того, что у человека почти не остается свободного времени. Потоки разнообразной «информации» льются на него со всех сторон, человек все время оказывается занят. Занят собственным досугом, собственным развлечением. Прорваться через этот искусственный барьер – задача чрезвычайно сложная, но достижимая. Главное понять, что через многоголосый шум прорвется только подлинное Слово. И еще одно дополнение. Целью любого творчества чаще всего объявляется право на самовыражение. Когда такое самовыражение проявляется в фильмах и телепередачах, которые изначально должны были стать Проповедью, происходит страшная подмена. «Великие знамения и чудеса», как и великие художественные открытия сами по себе еще не говорят ничего, наоборот, по словам Христа, могут принадлежать противнику.

Увы, искусство самоограничения под силу не каждому художнику, не каждому автору, причем как оказывается не только в художественном, но и в документальном жанре. Можно даже интервью взять так, что гость в студии будет только «фоном» для ведущего. Авторское смирение – вот позиция не декларируемая, но проявляемая в фильмах отца Александра. Автора нет. Есть собеседник, готовый поделиться мыслями, есть гид, который ведет нас в глубины удивительного мира – мира духовных знаний. Эти фильмы – еще один урок для тех, кто полагает себя верующим человеком.

10 сентября 2011 года

Назад

© 2006-2017. Местная религиозная организация Православный приход Сергиевского храма
города Сергиева Посада Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви
Яндекс.Метрика