Тема дороги в настоящее время представляет широкий интерес как с исторической точки зрения, так и с познавательной, и с образовательной. Существует огромный культурный пласт в фольклоре, связанный с этой темой: песни, стихи, различные литературные произведения. Без дороги невозможно представить жизнь человека во все времена. Дорога — это не просто путь из одного места в другое, — это путешествие, которое человек предпринимает для достижения определенной цели.

В разное время и в различных климатических условиях по-разному устраивались дорожные покрытия. Использовались в основном местные материалы: песок, дерево, камень. Некоторые из них были воссозданы в Музее дороги, и теперь каждый может пройти по дорогам различных эпох. Рядом расположена беседка для путников, стилизованная под постоялый двор, с телегами и экспозицией, рассказывающей об истории дорог.

Заказ экскурсий

8 (926) 292-07-80, 8 (926) 870-65-75

История музея

Место благоустройства территории, примыкающей к Сергиевскому храму, с созданием «Музея дороги» выбрано не случайно. Именно в пределах этого места в древности проходила старая Переславская дорога, соединяющая древний Радонеж и Троицкий монастырь, устроенный преподобным Сергием. Небольшой лесок, отделяющий церковную территорию от жилой застройки, стал местом притяжения не только местных жителей, которые находили здесь покой и уединение, но и большого количества паломников, приезжающих сюда побыть на тропинке прот. Александра Меня в Радонежской Дубраве, проходящей здесь же. Именно это место стало знаковым, как место пересечения двух дорог, соединяющим историю древнего Радонежья и историю жизни и смерти выдающегося православного священника Александра Меня.

Реализация проекта благоустройства этой территории позволила организовать данное пространство, не нарушая природной среды, таким образом, что теперь оно стало ещё более притягательным для местных жителей как место отдыха с детьми. Созданные детские игровые площадки в сочетании с местами отдыха родителей выполнены из дерева и естественно вписываются в окружающую среду, не нарушая природной гармонии. Проектом благоустройства было предусмотрено создание «Музея дороги под открытым небом». Имитация дороги с участками, где использованы различные покрытия, даёт представление о бытовавших в России дорогах и реальную возможность пройтись по ней своими ногами. Построенная беседка «Постоялый двор» служит не только местом отдыха для жителей посёлка, но и реальным убежищем от дождя и зноя для паломников ищущим по Древней дороге в Троице Сергиеву Лавру. Таким образом реализованный проект сочетает в себе историко-познавательную функцию с функцией благоустроенного места отдыха, как для местных жителей, так и приезжающих гостей. что делает его привлекательным для паломников, туристов и школьников. В настоящее время силами прихода Сергиевского храма организована экскурсионная работа в «Музее дороги», что привлекает все больше и больше людей интересующихся историей Радонежского края.

Торжественное открытие Музея дороги состоялось 9 сентября 2018 года при большом стечении гостей из Сергиев Посада, Москвы и других городов Московской области. В открытии музея приняли участие благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель Сергиевского храма протоиерей Виктор Григоренко и депутат Московской областной думы Сергей Двойных.

Фрагменты представленных в «Музее дороги» покрытий

Мощённая камнем дорога
Одно из самых первых каменных покрытий дорог на Руси. Использовался местный природный камень, который укладывался с гравием и песком в труднопроходимых в распутицу местах.

Булыжная мостовая
Дорога мостилась природным булыжником в опредёленном порядке. Дорога делилась на прямоугольные сегменты, по краям и диагоналям укладывался крупный булыжник, а между ними укладывался более мелкий и плоский камень.

Дорога, мощённая торцевыми спилами дуба
Дуб практически не подвержен гниению, поэтому ствол распиливали на пеньки высотой 20–25 сантиметров, пропитывали и укладывали в определённом порядке. Такое покрытие служило достаточно долго.

Дорога из брёвен
Накат из брёвен небольшого диаметра использовался часто, поскольку это был доступный подручный материал. Бралось целиковое бревно небольшого диаметра, как правило, хвойных пород деревьев. Часто такие дороги прокладывались в болотистой местности и назывались «гатями».

Дорога из тёсаных брёвен
Такая дорога обеспечивала более ровное покрытие и позволяла избежать тряски, в отличие от бревенчатой. Применялись тёсанные или пиленные с двух сторон брёвна.

Мостовая из досок
Во многих русских городах уже в X–XI столетии главные улицы имели деревянные мостовые. Археологи в разных городах страны находят их остатки. На некоторых улицах Новгорода такие мостовые имеют до 28 ярусов.

Гравийная дорога
Именно так была сделана первая шоссейная дорога, которая соединила Петербург и Москву. Мелкая галька укладывалась определённым образом в дорожное корыто вместе с песком, что не давало ей разойтись.

Клинкерная дорога
Выполнялась из хорошо обожжённого кирпича. Такой кирпич для прочности дороги также укладывался «ёлочкой» на ребро. Кирпичные дороги применялись в России с XVI века.

Брусчатая мостовая
В отличие от булыжной мостовой, брусчатая мостовая – более усовершенствованная. Для её устройства применялись камни наиболее твёрдых пород: гранит, диабаз, базальт. Главные достоинства брусчатки – её прочность и долговечность.