Обратно в раздел

XVII Меневские чтения. 9 сентября 2022 года

Доклад Ирины Константиновны Языковой, кандидата культурологии, директора НОЧУ ДПО «Библейско-Богословский Институт Святого Апостола Андрея»

Святость как восстановление рая

Тема творения как никакая другая близка отцу Александру Меню, который был биологом по образованию и очень любил природу. Он называл ее иконой Божьей и призывал своих духовных чад быть бережным к природе, знать и любить природу. О. Александр подчеркивал, что человек занимает особе место в творение, он физически связан с ней, он плоть от плоти со всем живым в мире, а духовно человек стоит над природой, потому что он сотворен по образу Божию.

При сотворении мира Бог поручил человеку особую миссию — хранить Эдем и заботиться о его обитателях, о чем повествует Книга Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). Человек как венец творения должен был нести ответственность за него.

Однако, с грехопадением люди утеряли связь не только с Богом, но и с природой. Они перестали заботиться о творении и всех живых существах, стали нещадно эксплуатировать землю и охотиться на животных, употребляя их в пищу, а животные при случае платят им тем же. При этом они стали обожествлять природу, ощущая свою зависимость от нее и страх перед ней, люди стали рабами природы, вместо того, чтобы быть царями, как повелел Господь.

Однако с приходом Христа люди получили возможность восстановить единство с Богом, а также изменить свое отношение к природе. Святые, стяжавшие благодать Святого Духа, нередко преодолевали зависимость от природы, они получали разнообразные дары: исцеления, чудотворения, даже воскрешения умерших. «Святой, — как писал К. Льюис, — это новый вид человечества, данный в единственном экземпляре». «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор 5:17), пишет апостол Павел. То есть, он восстанавливает то, что было заповедано Богом Адаму, и с чем Адам не справился. Показателем этого нового творения является общение с нашими «меньшими братьями», которые ощущая любовь, становятся кроткими и послушными. Святость как проявление любви ко всему творению есть восстановление райской гармонии. Как сказано в Книге притч: «Праведник и скотов милует» (Пртч 12:10). Общение святых с животными описано во многих житиях.

Еще в Ветхом Завете мы видим такие случаи, когда животные помогали людям, например, ворон кормил пророка Илию. А в книге пророка Даниила львы не тронули пророка, брошенного в ров, кишащей голодными хищниками. В Библии читаем такую историю: «Даниила по велению царя бросили в ров со львами и на отверстие рва положили камень. Царь запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож. Проведя бессонную ночь, царь на рассвете пришел ко рву и крикнул: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой мог ли спасти тебя от львов?» Даниил отвечал: «Царь, во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне» (Дан 6).

На этих примерах видно, что присутствие святого меняет поведение животных, а в новозаветной истории происходит еще большее — дружба святых с животными.

Об этом рассказывает нам, например, житие священномученика Власия, который был епископом Севастийским и жил в IV веке. Это было время правителя Диоклетиана и жестоких гонений на христиан. Власий нашел себе приют в отдаленной пещере среди пустыни. Люди к нему приходили редко, зато животные — постоянно. Обычно, они кротко ждали, пока Власий помолится и благословит их. Воины императора нашли пещеру и забрали святого Власия в город для казни. По пути он исцелял людей и животных. Одна вдова слезно поведала ему историю о том, что волк забрал последнего ее поросенка, и это обрекала ее на голод. Епископ помолился, чтобы волк вернул украденное обратно. Так и случилось. В Древней Руси святой Власий был очень популярен, его считали покровителем домашних животных, особенно коров и лошадей.
Наверное, самый известный сюжет о дружбе святого и животного — это история преподобного Герасима и льва.

Герасим жил в V веке в Палестинской пустыне, близ реки Иордан. Там он организовал монастырь. Но он иногда уходил из монастыря в пустыню для уединенной молитвы. Однажды он встретил там огромного льва, который страдал от занозы в лапе. Святой вытащил занозу и вылечил зверя. В благодарность за помощь лев навсегда остался возле Герасима и всегда его сопровождал. Герасим дал ему имя Иордан. Лев верно служил старцу, охраняя его.

В монастыре был осел, на котором возили воду, и старец велел льву пасти его у реки. Однажды лев лег на солнцепеке и уснул. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов. Он увидел, что осел пасется без присмотра, и увел его. Лев проснулся и, не найдя осла, с унылым и печальным видом пошел к старцу. Преподобный Герасим подумал, что лев съел осла.
— Где осел? — спросил старец.— Ты его съел? Теперь будешь работать на монастырь вместо осла. На льва надели упряжь, и он стал возить в обитель воду. Но вскоре осел нашелся и лев был прощен.

Когда же святой отошел в мир иной, лев так тосковал, что пришел к нему на могилу и через короткое время тоже умер.
Похожая история содержится в житии западного святого — Иеронима Стридонского, богослова, переводчика, автора латинского перевода Библии (Вульгата). Он также жил за Иорданом и дружил со львом.

В русских святцах также немало подобных примеров. Самый известный русский святой – Сергий Радонежский. В житии преподобного Сергия читаем, как он ушел из монастыря на гору Маковец для уединенной молитвы и жил среди дикого леса. Однажды он увидел перед своей кельей большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.

Преподобный Серафим Саровский также общался с медведем. Когда Серафим жил в лесной пустыньке, к нему часто прибегали разные зверушки и прилетали птица, коих батюшка Серафим привечал и подкармливал. А однажды наведался медведь. Серафим дал и ему хлеба, и тот стал приходить к нему, и так привык, что позволял кормить его из рук, и, принимая угощение, подставлял даже огромную голову для ласки, А порой ложился у ног старца, как верный пес. «Вот послал мне Господь зверя в утешение!», — говорил преподобный Серафим.

Святой Павел Обнорский или Комельский, ученик преп. Сергия Радонежского, подвизавшийся на Русском Севере, тоже дружил с животными. Причем, не с каким-то одним, а со всеми населявшими лес, в котором он жил. Когда святой молился, к нему прибегали звери, прилетали птицы, и ощущали ту благодать, которой наполнялся лес, благодаря молитве святого.

Особенно много историй с животными можно найти в житиях британских и ирландских святых. Многие из этих святых, живших в I тысячелетии, в период единой неразделенной церкви, внесены и православный месяцеслов. Яркий пример — Кадок Уэльский или Лланкарванкий, живший в VI веке, один из отцов-основателей монашества на юге Уэльса. Кадок — основатель монастыря Лланкарван. Название Лланкарван в переводе с валлийского означает «церковь оленей». Предание гласит, что во время постройки обители два ручных оленя помогали святому, он запрягал их в повозку, и они возили камни.

Интересную историю читаем в житии святого Кевина Глендалохского. Это ирландский святой, известный как основатель и первый настоятель монастыря в Глендалохе. Он жил в VI – нач. VII веков. О нем написал стихотворение «Святой Кевин и черный дрозд» ирландский поэт Шеймас Хини, нобелевский лауреат. В стихотворении рассказывается, как Кевин во время молитвы в своей келье вытянул руку в окошко, и в это время самка черного дрозда села на его ладонь, молитва была такой продолжительной, что птица свила в руке святого гнездо и даже отложила яйца. И Кевин, обнаружив это, так и стоял с вытянутой рукой, пока не вылупились и не улетят птенцы. А однажды, когда Кевин переходил реку, он обронила в поток свою Библию, и тут же вынырнула выдра и вернула ему книгу.

Святой Кутберт Линдисфарнский жил в Англии в VII веке. Он был настоятелем монастыря Линдисфарн на одноименном острове. Святой Кутберт считается первым в мире защитником животных. А точнее — птиц. Колония птиц-гаг жили на островах, где святой подвизался в пустынножительстве. Кутберт спас их от полного истребления охотниками. Он дружил и с другими животными. Когда он вел отшельническую жизнь, к нему прибегали выдры и согревали ноги замерзавшего за ночь монаха.

И в других странах были святые, у которых были интересные взаимоотношения с животными. Например, интересная история содержится в житии святого Корбиниана Фрайзингского, «апостола Баварии», жившего в VIII веке. Когда Корбиниан путешествовал в Рим, на него напал медведь и убил его лошадь. В качестве наказания святой заставил медведя сопровождать его весь остаток пути в качестве своего вьючного животного. Придя в Рим, Корбиниан освободил медведя от этого задания, и тот вернулся в Баварию, в свои леса.

Историю святого Беата из Лунгерна, «апостола Швейцарии», жившего в первые века христианства, мы узнаем из жития, написанному в 1511 году францисканцем Даниилом Агриколой. Беат был родом из Британии, его языческое имя было Светоний. Он был обращен в христианство апостолом Варнавой, а в Риме был рукоположен во пресвитера апостолом Петром и послан им на проповедь в Галлию, к гельветам (современная территория Швейцарии). После нескольких лет миссионерской деятельности Беат удалился с учеником Ахатом в пещеру возле Тунского озера. Как повествует житие, в пещере обитал дракон, которого Беат силой крестного знамения изгнал из пещеры и тот уплыл в озеро. По другой версии дракон и Беат спокойно уживались в пещере вместе, благодаря миролюбивому и кроткому характеру святого, укротившего жестокое существо.

Наверное, самый знаменитый святой западной традиции — святой Франциск. Он настолько проникся духом любви, что видел всю природу как отражение Cоздателя, он именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими братьями и сестрами. Он был поэтом и воспевал через природу величие Бога-Творца. Франциск обладал невероятной способностью вступать в контакт с дикими зверями, которые не только не причиняли ему вреда, но слушались святого и защищали его. Франциск проповедовал птицам. Он укротил злого волка.

История эта весьма интересна. Как-то в Умбрии, в городе Губбио, появился страшный волк, пожиравший не только животных, но даже и людей, так что все горожане пребывали в великом страхе. Св. Франциск пошел к тому месту, где вол прятался и когда тот вышел навстречу с самыми агрессивными намерениями, Франциск к нему обратился с такими словами: Брат волк, ты причиняешь много вреда в этих местах, ты совершил величайшие преступления, обижая и убивая Божие твари, без Его на то соизволения, и ты не только убиваешь и пожираешь животных, но даже имеешь дерзость убивать людей, созданных по образу Божию, за это ты достоин адских мучений, как разбойник и худший из убийц. Брат волк, предлагаю тебе заключить мир, я обещаю тебе, что ты будешь получать пищу и не будешь терпеть голода, ведь я хорошо знаю, что все зло ты делал от голода. Но за эту милость, брат волк, ты должен обещать, что никогда не причинишь вреда ни человеку, ни животному. Страшный волк закрыл пасть и кротко, как ягненок, лег у ног Франциска. С тех пор жители Губбио стали кормить волка, а тот никого не обижал. И когда волк умер, весь город сильно горевал.

Таких историй в христианской литературе множество, и все они показывают, что «кроткие наследую землю» и становятся миротворцами для творения. Святость — это восстановление рая, поскольку любовь святых, изливающаяся на все творение, преображает животных, и они отвечают человеку также любовью.

И закончить хочется словами св. Исаака Сирина: «Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу» (Исаак Сирин. Слово 48).

 

Print your tickets