В день 85-летия протоиерея Александра Меня состоялись памятные мероприятия на месте его гибели

Москва, 24 января, Благовест-инфо. 22 января исполнилось 85 лет со дня рождения протоирея Александра Меня (1935-1990) – выдающегося пастыря, миссионера, просветителя, библеиста, осуществлявшего свое служение в годы советской богоборческой власти. Памятные мероприятия в этот день, которые состоялись в подмосковном поселке Семхоз, где жил о. Александр и где он был убит, открыли череду мемориальных событий наступившего года, когда отмечается также 30-летие со дня мученической кончины пастыря.

В храме во имя прп. Сергия Радонежского, построенном на месте гибели о. Александра, была совершена литургия. Вместе с многочисленными мирянами о упокоении души приснопоминаемого протоиерея Александра молились благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель Сергиевского храма протоиерей Виктор Григоренко и другие клирики. В своей проповеди о. Игорь сказал: «В сложное советское время гонений, ущемлений и ссылок о. Александр нашел в себе силы, твердую волю и любовь для того, чтобы активно идти с проповедью о Христе в наш народ, который был насильно отчужден от веры. Люди были голодны до Слова Божия, и, слушая его проповеди, читая книги, изданные под псевдонимами за границей, они насыщались понятным словом, доходящим до ума и сердца всех – и простых людей, и интеллигенции». Благочинный не знал лично о. Александра, но упомянул о своих знакомых преклонного возраста, которые свидетельствовали, что именно о. Александр привел их к Богу.

После богослужения была совершена лития у божницы, установленной на том месте, где от руки неизвестных убийц пролилась кровь о. Александра. После пения «Вечной памяти» протоиерей Лев Шихляров сказал: «Это место страшного преступления, где принял мученическую смерть о. Александр, в каком-то смысле венчает все советское время борьбы с верой и Церковью. О. Александр явился свидетелем веры и убежденности в реальности Спасителя-Христа не символически, а до конца, полностью… Мы столько лет живем в ощущении благодати от его подвига, но думаем ли мы о том, что кому-то из нас, может быть, придется пройти такие же испытания?..» О. Лев тоже не был лично знаком с о. Александром, но свидетельствовал, что в его жизни в свое время книги пастыря «произвели определенный переворот и вдохновили на проповедническую и преподавательскую деятельность». По мнению священника, «сегодня наш народ снова находится в таком невежестве, что для него духовное просвещение снова становится абсолютно актуальным. И здесь память об о. Александре тоже может быть вдохновением для нас».

Возвратившись в Сергиевский храм, участники мероприятий прослушали выступление хора Московской духовной академии под руководством иеромонаха Нестора (Волкова). В память об о. Александре певчие исполнили богослужебные песнопения Рождества Христова и Богоявления, а также колядки и святочные песни.

Затем начался круглый стол «Духовные наставники протоиерея Александра Меня», который, как сообщил о. Виктор Григоренко, стал первым мероприятием в рамках XV ежегодной научно-практическая конференции «Меневские чтения». Круглый стол открыл о. Игорь Завацкий, зачитав послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в котором архиерей почтил память убиенного пастыря.

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря в г.Юрьев-Польский (Владимирская епархия), сделал сообщение о «непоминающих», показав, насколько «широко и разнообразно» было движение тех православных епископов и священнослужителей, которые не приняли реформ церковного управления, проведенных заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), его позиции по отношению к богоборческой власти и перестали поминать его за богослужением. Архимандрит Серафим (Битюков), который в 1935 г. тайно крестил Елену Семеновну Мень и ее младенца Александра; о. Петр Шипков, который был секретарем у Патриарха Тихона и духовно опекал юного Александра Меня; схиигуменья Мария, тетушка Вера Василевская и Мария Витальевна Тепнина – все эти наставники будущего пастыря, определившие его жизненный путь, принадлежали к Катакомбной Церкви.

Подробно изложив историю и эволюцию той части «непоминающих», которых возглавили прославленные ныне в лике святых митрополит Кирилл (Смирнов) и его преемник епископ Афанасий (Сахаров), докладчик подчеркнул: «Движение «непоминающих», уходящее корнями в дореволюционное прошлое, дающее понятие о церкви как о доме, открытом для каждого, обращенное к личности, стремящейся сознательно идти во след Христу, – вот та среда, в которой начиналось духовное становление о. Александра Меня, которая определила его как пастыря и проповедника». О. Афанасий уверен, что глубокое изучение феномена Катакомбной Церкви ХХ века позволит «реально смотреть на наши внутрицерковные дела, различать, где Церковь, а где, по слову С. Фуделя, ее «темный двойник»».

Это изучение действительно необходимо, подтвердили со своей стороны известные историки – священник Илья Соловьев и старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов. Они развернули оживленную дискуссию о феномене «непоминающих», о проблеме «новой политики» Сталина в отношении религии, когда в 1943 г. стратегия «разделяй и властвуй» сменилась политикой «соединяй и властвуй», при этом репрессии в отношении верующих продолжались, в том числе – в отношении «непоминающих».

Духовная дочь о. Александра Меня Ольга Ерохина была хорошо знакома с подругами мамы о. Александра – Марией Тепниной и Верой Корнеевой, которые были духовными чадами архимандрита Серафима (Битюкова). О. Ерохина рассказала о том, в каких условиях совершали тайные богослужения «катакомбники», каким репрессиям подвергались, как сохраняли «дух мирен» в тяжелейших испытаниях. Баба Вера (так звали близкие Веру Корнееву), прошедшая тюрьмы, лагеря и ссылки, навсегда запомнила слова своего духовного отца: «Как бы тяжело ни было, никогда не ропщи на Бога». О.Ерохина показала некоторые реликвии, которые передали ей старшие: например, ключи от снесенного в 1933 г. храма свв. Кира и Иоанна на Солянке, настоятелем которого был о. Серафим, а также тетрадь с записками бабы Веры, дневники Нины Трапани, тоже тайной прихожанки Катакомбной Церкви.

О. Виктор Григоренко привел свидетельство дочери С. Фуделя об особом настрое катакомбных общин: в них совершенно не было духа противостояния и озлобленности, они никого не винили, но «своей веры никому не отдали». «Отец Александр Мень всегда чтил память своих наставников, это укрепляло его перед лицом преследований со стороны КГБ. Это достойнейшие чада Русской Православной Церкви, память о которых мы будем хранить», – сказал он.

В заключение о. Виктор анонсировал целый ряд мероприятий юбилейного 2020 года, когда отмечается 85-летие о. Александра Меня и 30-летие его мученической кончины.

Юлия Зайцева

Портал «Благовест-инфо»

Написать комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Print your tickets