Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Еще раз мы с вами переносимся туда, где Господь ходил со своими учениками. Он поднимался на высокую гору, и вот, когда наступила ночь (а может быть, жаркий полдень), ученики устроились у подножия горы, а троих из них Он взял с Собой. Мы знаем из Евангелия, что Господь часто уходил в горы молиться — подальше от шума городов и сел — на уединенные вершины. Даже когда Он был на озере, отправив учеников ночью на лодке. Сам поднялся на гору молиться. И в самый последний раз Он явился ученикам на горе Елеонской — Он любил горы. И тут Он поднялся на высокую гору, и только трех учеников взял с Собой: возлюбленного Иоанна, первоверхов-ного Петра и Иакова. И стал молиться, а они тем временем заснули (как это похоже на нас! Господь молится, а в двух шагах от Него спят ученики). Итак, была ночь, а может быть, жаркий полдень, все устали от подъема в гору, утомились. Вначале они тоже молились вместе с Господом, а потом заснули. Заснули и пропустили, возможно, самое важное из того, что там происходило, а когда они открыли глаза, их ослепил свет — Господь весь сиял и разговаривал с двумя таинственными мужами…
Его лицо и все тело сияли так, что даже одежда Его стала белее снега. И они почувствовали такое райское блаженство, такую близость Бога, такое счастье, что Петр, не зная, что сказать, проговорил: «Учитель, давай сделаем здесь три шалаша — Тебе и пророкам, которые к Тебе пришли». А был такой древний ветхозаветный обычай: в память о странствиях Народа Божия по пустыне (когда они жили в шатрах и им был дан Божий закон) на праздник Кущей собира лись люди у Храма, строили шатры-кущи и молились Богу, благодаря Его за то, что Он дал им Закон жизни. Закон правды.
И вот явились как бы Закон и пророки. Закон — это Моисей, а пророки — это Илия. Откуда же апостолы узнали, что это они? Не написано на них было — сердцем почувствовали, что это древние пророки пришли из иного мира, чтобы беседовать с их Учителем и Господом. И им показалось (Бог был так близок!), что праздник этот наступил и что надо сделать эти шатры и жить перед лицом Божиим. «Хорошо нам здесь быть! — сказал Петр (вот как чувствует себя человек около Святыни…) — Хорошо нам здесь быть».
И в тот момент, когда он это проговорил, как гром раздался Голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте!» Это нам всем ответ. Нам будет хорошо, если мы будем рядом с Ним, если мы будем Его слушать, если Он будет вблизи нас. И этот гром, и сияющий свет, и облако, которое покрыло вершину горы, — все так поразило апостолов, что они упали на колени, закрыли лица в страхе, а когда поднялись, вершина горы была уже пустой, и стоял там уже Один Господь. Он коснулся их, чтобы успокоить, и сказал: «Вставайте, не бойтесь, идем отсюда».
Вот так, на минутку, они увидели Его Славу, Его Божественность, а перед этим они шли в гору. Кто из вас ходил в горы, тот знает, что это трудно: они поднимались по камням, скользили, все были уставшие, у Него на одежде и на обуви была пыль, и, поднявшись на гору. Он тяжело дышал, как и они, — ведь и Он был человек. И вот на миг, на миг Его молитвы, вся усталость как бы исчезла, и все заблистало. Перед ними блистал Его лик, потому что открылся им не просто путник, кото рый взбирается на гору помолиться, а Сын Божий, которого они и мы должны слушать.И это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного церковного года, времени итогов и плодов.
В это время мы чувствуем, что близка осень. Многие смотрят на нее грустно и говорят: «Вот падают листья, вот желтеют деревья — конец лета!» Не так ли и человек? Когда приходит осень его жизни, когда появляются седые волосы, когда уже не хватает сил в сердце и в ногах, мы думаем: «Вот пришла осень нашей жизни». И мы с вами, собравшиеся здесь помолиться, все почти уже приблизились, переступили в осень жизни. Но это вовсе не плохо. Осень — время плодов, осень — время подведения итогов, в это время многое лишнее отходит.
И мы в это время должны постараться отойти от суеты. Человек в осень жизни своей может подняться на гору молитвы, ближе к Богу, туда, где «хорошо нам быть». У нас иногда появляется в это время больше свободных минут и часов, мы больше можем посещать храм Божий, больше можем читать Священное Писание — это время благословенное. Очень горько и страшно, когда человек в осеннее время своей жизни тупеет, становится злобным и ограниченным, когда его ничто больше не интересует. Тогда душа его гаснет, и он умирает еще при жизни тела. Но тот, кто верует, кто молится, кто любит людей, тот никогда не состарится, тот всегда будет чувствовать присутствие Божественной благодати. Даже если нас будут покидать силы, есть Тот, Кто нам их снова умножит.
Так мы будем идти до конца дней. И когда прервется миг нашей жизни на земле и мы уйдем в вечность, где Господь нас ждет, там нам будет так прекрасно, как не думал даже Петр, говоривший: «Господи, хорошо нам здесь быть». Аминь.
Протоиерей Александр Мень