st-sergius

В основе настоящего издания Жития Преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным.

Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.

Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес, он же создал службу Преподобному Сергию и канон с акафистом. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.

В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен Архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. С 1630 по 1634 год Азарьин состоял Строителем в приписном к Лавре Алатырском монастыре. После возвращения с Алатыря, в 1634 году Симон Азарьин стал Казначеем, а спустя двенадцать лет Келарем монастыря. Кроме Жития Преподобного Сергия, Симон создал Житие преподобного Дионисия, закончив его в 1654 году.

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия.

Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. ХV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина.

Оглавление

Глава 1. Вступление
Глава 2. Начало жития Сергия
Глава 3. О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей
Глава 4. Об отрочестве
Глава 5. О переселении родителей святого
Глава 6. О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни Святого
Глава 7. О прогнании бесов молитвами святого
Глава 8. О начале игуменства святого
Глава 9. Об Иване, сыне Стефана
Глава 10. Об изобилии всего нужного
Глава 11. О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине
Глава 12. Об изведении источника
Глава 13. О воскрешении отрока молитвой Святого
Глава 14. О бесноватом вельможе
Глава 15. О введении общежития
Глава 16. Послание Патриарха Филофея
Глава 17. Об основании монастыря на реке Киржач
Глава 18. О епископе Стефане
Глава 19. Начало Андроникова монастыря
Глава 20. Начало Симоновского монастыря
Глава 21. О видении ангела, служащего с блаженным Сергием
Глава 22. О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке
Глава 23. О Голутвинском монастыре
Глава 24. Об монастыре Высоком
Глава 25. О том, как святого хотели возвести на митрополию
Глава 26. О посещении Богоматерью святого
Глава 27. О епископе, пришедшем увидеть святого
Глава 28. О человеке, исцелившемся по молитвам святого Сергия
Глава 29. Об обличении человека, попробовавшего посланную еду
Глава 30. О лихоимце
Глава 31. О видении Божественного огня
Глава 32. О преставлении святого
Глава 33. Об обретении мощей святого Сергия
Глава 34. О преставлении Преподобного игумена Никона
Глава 35. О том, как видели святого Сергия среди братии во время пения
Глава 36. О явлении Митрополита Алексия вместе со святым Сергием
Глава 37. Об архимандрите Игнатии
Глава 38. Об исцелившемся Димитрии, по прозванию Кайса
Глава 39. О некоем тверском вельможе Захарии
Глава 40. Чудо второе и о том же
Глава 41. О Симеоне Антонове
Глава 42. О воине, избавленном от поганых
Глава 43. Чудо о слепом
Глава 44. О слепой отроковице
Глава 45. О бесноватом юноше
Глава 46. О сухоруком юноше
Глава 47. О пресвитере и мужах, бывших в латинских землях
Глава 48. Чудо об архимандрите Матфее
Глава 49. Чудо о Маркелле, иноке-пекаре
Глава 50. О бесноватом юноше
Глава 51. Чудо об исцелившемся у гроба святого Сергия
Глава 52. Чудо о бесноватом отроке, исцелившемся у гроба святого Сергия
Глава 53. Чудо об инокине Мариамии
Глава 54. Чудо о чудесном зачатии и рождении Великого князя Василия Ивановича Всея Руси Самодержца
Глава 55. Чудо Преподобного Сергия Чудотворца о преславной победе над Литвой у города Опочки
Глава 56. Сказание о городе Свияжске
Глава 57. О явлении Преподобного Сергия в городе Казани
Глава 58. О чудесах Преподобного чудотворца Сергия, бывших в его обители во время осаде
Глава 59. О явлении Преподобного Сергия Архимандриту Иоасафу
Глава 60. Сказание казака Ивана Рязанца, служившего у литовцев, который поведал о том, как Преподобные Сергий и Никон помогают своей обители
Глава 61. О повторном явлении Чудотворца Сергия Архимандриту Иоасафу
Глава 62. О явлении Преподобного Сергия чудотворца литовским воинам
Глава 63. Повесть о явлении Сергия чудотворца Андрею Болдырю и о том, как по молитвам Преподобного Бог подал победу над врагами
Глава 64. О явлении чудотворца Сергия
Глава 65. Об исцелении инока, не верившего чуду Преподобного Сергия
Глава 66. О явлении чудотворца Сергия в Москве с хлебом
Глава 67. О явлении чудотворца Сергия Галасунскому Архиепископу Арсению
Глава 68. Чудо Преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца о немом
Глава 69. Об умножении хлебов на Троицком подворье — в монастыре Святого Богоявления в Москве
Глава 70. Чудо Преподобного Сергия об отроке Иване, исцелившемся от внутренней болезни
Глава 71. Чудо Преподобного Сергия о некоем плотнике, уснувшем в церкви
Глава 72. Чудо святого Сергия о некоей инокине Хотьковского монастыря Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Покрова, 7140 [1632] года, июня в 12-й день
Глава 73. Чудо Преподобного Сергия об исцелившемся отроке Севастьяне
Глава 74. Чудо Преподобного Сергия, который показал на море донским казакам свою обитель и избавил их от безбожных турок
Глава 75. Чудо Преподобного Сергия о воине, исцелившемся у гроба святого Сергия
Глава 76. Чудо Преподобного Сергия об исцелении от болезни глаз
Глава 77. Чудо Преподобного Сергия о жене, исцелившейся по молитвам святого чудотворца Сергия
Глава 78. Чудо святого об утопавшем, которому удалось спастись
Глава 79. Чудо святого Сергия о скоморохе Сергии
Глава 80. Чудо Преподобного Сергия об исцелении сумасшедшего
Глава 81. Чудо Преподобного Сергия о другом сумасшедшем
Глава 82. Еще одно чудо святого о сумасшедшем
Глава 83. Чудо об иноках того же монастыря
Глава 84. Чудо святого Сергия о юноше Василии
Глава 85. Чудо о жене, сотворившей пелену
Глава 86. Похвальное слово Преподобному отцу нашему Сергию
Глава 87. Чудо Преподобного Сергия о том, как он избавил человека от смерти
Глава 88. Чудо святого о том, как он избавил людей от упавшей башни

Book your tickets